C первого мая по МКАД с 6 утра до 24 часов ночи запрещено ездить не только грузовикам с массой, превышающей двенадцать тонн, но и всем большегрузам. Ожидалось, что это нововведение сократит вредные выбросы в атмосферу на десять процентов и на 30% разгрузит транспортную артерию. Чтобы обеспечить соблюдение этого запрета, на Московской кольцевой дороге установлено более ста камер видеонаблюдения и введены штрафы до 1000 рублей за его нарушение, причем в дальнейшем эту сумму, по словам Сергея Собянина, Мэра Москвы, планируется увеличить в несколько раз.
Попробуем разобраться, что принесло ограничение московским автомобилистам и, в первую очередь, компаниям сферы транспортной и складской логистики.
Положение дел на МКАД и подмосковных трассах
Теперь по МКАД в неурочное время могут двигаться только грузовые автомобили компаний, имеющие специальные пропуска от Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Сотрудники ГИБДД не останавливают въезжающие на МКАД фуры, система видеонаблюдения определяет сама, имеет ли транспортное средство пропуск и затем нарушителям приходят по почте уведомления о штрафах.
По данным московских властей, количество фур сократилось не менее, чем на 25%, в основном, за счет отсеивания транзитных машин, которые ранее двигались через МКАД, например, из Санкт-Петербурга в Краснодар. Теперь эти грузы возят объездными путями, что увеличивает путь на несколько часов. В большинстве случаев это не имеет принципиального значения для перевозчиков междугородных грузов. Проблема в другом – к увеличению интенсивности транспортного потока московские загородные трассы просто не готовы. Бетонные дороги разбиты, нет необходимого количества стоянок для фур. Любое ДТП или застрявший автомобиль приводят к многокилометровым пробкам.
Подводные камни оформления пропусков
Существуют виды грузов, в первую очередь, продукты питания, средства гигиены и другие товары народного потребления, которые необходимы для обеспечения потребностей населения жителей Москвы. Если фуры, транспортирующие эти товары, смогут двигаться только ночью, то полки супермаркетов будут заполнены примерно на 30-40%, что повлечет за собой продуктовый коллапс. Кроме того, для поддерживания непрерывного технологического цикла предприятий, обеспечения жизнедеятельности города в целом необходимо сырье и материалы в таких количествах, которое перевозчики не смогут обеспечить, работая только в ночное время. Именно для осуществления этих грузоперевозок круглосуточно и введены пропуска.
На сегодняшний день (май 2013) документ на право дневного движения получили 182 транспортных компании. Этот процесс занимает две недели, за это время можно оформить пропуск мкад ск, действительный в течение года. Оформление пропусков – бесплатная государственная услуга, но воспользоваться ею оказывается не так-то просто. Для этого перевозчик должен доказать, что его груз необходимо перевозить днем. Прежде всего, необходимо правильно оформить пакет документов: причиной отказа в пропуске может быть отсутствие каких-либо документов перечня, их ненадлежащее оформление, а также нестандартные особенности груза или автомобиля. Кроме того, перевозчик по вполне понятным причинам может не знать, какие именно грузы ему придется возить в следующем месяце и поэтому обосновать необходимость их перевозки в дневное время доказать сложно.